В меню людей на Аляске лосось был уже 11800 лет назад

Люди, которые жили неподалеку от реки Танана на Аляске приблизительно 13 200 – 11 500 лет назад, оставили о себе очень не много следов. Не осталось керамики того периода, нет монументальной архитектуры и обнаружено только несколько детских захоронений. Но теперь ученые установили рацион питания древних людей, используя один из немногих элементов, свидетельствующих об их присутствии: очаги для приготовления пищи.

Семнадцать очагов, датированных разными временными рамками, были обнаружены в хорошей сохранности в центральной части Аляски. Ученые задались вопросом, можно ли использовать очаги аналогично тому, как археологи посредством химических изотопов реконструируют древние диеты, анализируя кости и керамику. С помощью изотопов углерода и азота ученые смогли определить следующее: была ли пища, приготовленная людьми на древних очагах, растительной или животной, происходила ли она с суши или из воды.

В самых старых кострищах, используемых 13 200 лет назад, не было никаких признаков рыбы, только водоплавающие птицы и млекопитающие. Но в более поздних очагах, имеющих дату 11 800 – 11 500 лет назад, высокие показатели азота указывали на значительное использование рыбы в рационе людей, живших у реки Восходящего Солнца. Более того, удалось установить, что это была морская рыба, попавшая в пресную воду, а так как река Восходящего Солнца близка к океану, то в ней нерестится лосось.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о самом раннем употреблении лосося в пищу человеком.