Исак Фрумин: эксперты ВШЭ назвали регионы-лидеры в переобучении взрослых

На сферу переобучения взрослых в России пока больше влияет активность инвесторов в регионах, нежели государственная политика. Такой вывод содержится в исследовании экспертов Института образования НИУ «Высшая школа экономики», изучивших качество госуправления в сфере переобучения взрослых – получения дополнительного образования. Комментируя исследование, научный руководитель Института Фрумин Исак Давидович признает, что влияние переобучения населения на развитие экономики – пока еще неочевидный факт для российского бизнеса и госсектора.

«Ничего удивительного: понятие «непрерывного образования» вошло в мировой обиход лишь в 60-х годах. Ускоренное развитие технологий потребовало постоянной настройки квалификаций персонала, – рассказал Исак Фрумин. – Сегодня мир пришел к тому, что в отдельных развитых странах охват трудоспособного населения программами допобразования достигает 51%, по Евросоюзу в целом он составляет 40%. Мы здесь не в числе лидеров, к сожалению, для России этот показатель – 17%. А ведь в наше время можно приобрести любые высокопроизводительные технологии, и ключевой проблемой становится именно человеческий капитал».

Исследование ВШЭ выявило особенность в системах переобучения взрослых развитых стран и стран с низким уровнем ВВП. У первых инициаторами и самыми активными игроками в этой сфере выступают правительства. У вторых охват взрослого населения образованием напрямую зависит от объема инвестиций в основной капитал и слабо зависит от индекса качества государственного управления. «Основным фактором, определяющим масштабы обучения взрослых в России, является деятельность инвесторов, создающих новые производства», – отмечается в материалах исследования.

«Что нужно сделать, чтобы активизировать политику государства в этой сфере? Во-первых, пока у нас нет отдельного закона или концепции образования взрослых. Да, в общий Закон об образовании вписаны положения о непрерывном обучении, но в таком виде это недостаточно эффективно, – комментирует главный эксперт Института образования ВШЭ Илья Коршунов. – Во-вторых, нужна единая система господдержки в получении новых квалификаций, которая сейчас действует только для неработающих пенсионеров и безработных по линии центров занятости. В-третьих, у нас пока еще только формируются институты независимой оценки квалификации в этой сфере».

Эксперты ВШЭ сравнили регионы – изучили зависимость охвата населения программами допобразования от размеров валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал. Наибольший охват населения допобразованием представлен в Пермском крае и Свердловской области (более 25%), приближаются к этому показателю Татарстан, Красноярский край, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Тыва, Бурятия, Белгородская и Тюменская области. При этом Тыве и Бурятии удается достигать этого при низком объеме инвестиций в основной капитал (менее 5 тыс. долларов). У лидеров рейтинга (Пермский край и Свердловская область) объем инвестиций также почти вдвое ниже, чем, например, у Татарстана или Красноярского края. Некоторые регионы добиваются высокого уровня охвата дополнительным образованием несмотря на скромные показатели ВРП: например, для Тувы он не превышает 3 тыс. долларов (по данным Росстата 2016 года).

Актуальные, волнующие и даже скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Анонсы и дополнительная информация на сайте Института образования ВШЭ. Видео всегда можно посмотреть на официальном канале Института на видео-хостинге YouTube.

https://www.hse.ru/

Коротко

Показать все новости