Качество дизельного топлива может сильно влиять на состояние двигателя, поэтому каждый производитель тщательно исследует его свойства в лабораториях на заводе. Топливо должно быть энегроэффективным, экологичным и безопасным для автомобиля.
Одной из важнейших характеристик ДТ – смазывающая способность. В процессе работы детали машины трутся друг о друга. Но топливо создает на металле пленку, и таким образом смягчает трение и минимизирует его последствия. Чем выше показатель смазывающей способности, тем дольше будет жить мотор. Раньше в топливе было много серы, которая увеличивала смазывающую способность. Но так как сера вредна для экологии, в современных ДТ ее количество незначительно. Вместо серы используются специальные присадки.
Как определяют смазывающую способность топлива?
В лаборатории установлено технологическое оборудование химических производств и нефтехимических производств, которое моделирует ситуацию трения и проверяет, насколько хорошо топливо будет защищать детали от износа. Исследования проводят по ГОСТ ISO 12156-1-2012, и их суть в том, чтобы замерить пятно износа шарика после его трения о стальную пластину. Все происходит следующим образом:
- испытательный шарик для топлива закрепляется в специальном вертикальном держателе. Он полностью погружен в дизельное топливо определенной температуры;
- он прижимается к металлической горизонтальной пластине;
- шарик совершает возвратно-поступательные движения (длина, частота хода строго регулируются);
- образуется пятно износа, его замеряют.
Что необходимо для испытаний?
Для лабораторных экспериментов нужен сам прибор (например, комплекс «Смазка-ДТ») и набор расходных материалов – 100 шариков и 100 пластин. Но если вам необходимо меньше, то производитель может изменить комплектацию.
Испытательные шарики и пластины тщательно проверялись по таким характеристикам, как твердость и шероховатость. Они соответствуют ГОСТ ISO 12156-1-2012. Шарики созданы из стали, они имеют:
- номинальный диаметр 6 мм;
- показатель твердости (по шкале Роквелла) − «С» 58-66;
- значение шероховатости поверхности – менее 0,05 мкм.
Пластины также стальные, они характеризуются:
- показателем твердости (по шкале Виккерса) 190 – 210;
- шероховатостью менее 0,02 мкм.
Если все испытания проводятся по ГОСТ и все расходные материалы соответствуют нормам, то исследователи получат точные сведения о конкретном топливе. Так и проверяется его качество.