Американские психологи предлагают изучать не проблемы, а преимущества детей, выросших в напряженной обстановке.
На данный момент общепринятой мыслью является то, что у детей, выросших в стрессе, могут появиться проблемы с обучением и в поведении, и что для предотвращения этого нужны вмешательства. Новое исследование предлагает интенсивнее развивать навыки детей, приобретенные во время роста в напряженных условиях.
Напряженной обстановкой для детей является жизнь в опасном районе, воздействие загрязнителей окружающей среды, невнимательные или жестокие родители или оскорбления в школе.
Как выяснилось, дети и подростки «из группы риска» обладают уникальными особенностями, которые не присущи тем, кто воспитывается в нормальных условиях. Среди особенностей таких детей самыми яркими являются повышенная бдительность, переключение внимания (умение концентрироваться) и эмпатическая точность (умение хорошо сочувствовать). Подобные навыки могут дать преимущество таким детям в стрессовых ситуациях и в условиях необходимости принятия какого-либо решения.
Большинство исследований на сегодняшний день было посвящено пагубным последствиям воспитания в стрессовых условиях. Но главный автор новой работы Брюс Эллис предлагает сконцентрироваться на «плюсах» больше, чем на «минусах», чтобы суметь улучшить систему образования и найти такие виды работ, благодаря чему силы и способности детей «из группы риска» могли развиваться и были направлены в нужное русло.
«Мы не спорим с тем, что есть плохая сторона, но это лишь часть картины, – говорит Эллис, профессор психологии из Университета Юты. – Другой важной частью является то, что дети тонко подстраивают свои способности под мир, в котором они выросли, что приводит к появлению навыков стрессоустойчивости. Мы пытаемся изменить взгляд на этих детей и дать рассмотреть альтернативу для создания нового подхода».