Южный Кавказ – значительное оздоровление экономики возможно благодаря возрождению железной дороги между Россией, Абхазией, Грузией и Арменией. Это железнодорожное сообщение более чем 20 лет назад было прервано благодаря политическим и военным конфликтам.
Напряженная ситуация, о чем говорят отзывы аналитиков, до сегодняшнего дня тормозит социально-экономическую составляющую развития данного региона. Сегодня эта тема вновь стала предметом дискуссий в рамках международных отношений.
По мнению Владимира Якунина, главы РЖД, проблема имеет политическую окраску, но стороны все же намерены ее обсуждать и решать. Спецпредставитель премьер-министра Зураб Абашизде довольно сдержанно высказался о готовности принять участие в дискуссии с грузинской стороны.
Несмотря на весомые экономические аргументы, которые могли бы стать стимулом для примирения, построения стабильных и доверительных отношений, эксперты сомневаются в вероятности достижения необходимых договоренностей и прорыва политического тупика.
По мнению экспертов, противостояние между странами, длящееся в течение последних 8 лет, постепенно сглаживается, экономисты и даже премьер-министр Грузии склоняются к реальной оценке ситуации и понимают, что экономический рывок в развитии страны, в том числе увеличение ВВП, взаимосвязан с системой взаимоотношений с соседями, в частности с Россией. Грузия на Российский рынок поставляет львиную долю своей продукции, это говорит о том, что вклад соседей в ВВП Грузии недооценить невозможно.
Абхазия от реанимации железного сообщения также не останется без своих дивидендов. Транзитные пошлины и организация вокруг дороги собственных производств – дадут значительный стимул экономике такой страны, как Абхазия, позволят меньше зависеть от дотаций с российской стороны.
Региональная экономика от восстановления дороги Россия – Абхазия – Грузия – Армения только выиграет, приведет к экономическому процветанию соответствующих государств, усилит международные связи и, по мнению аналитиков, поможет снять вопросы безопасности, разделяющие эти страны и препятствующие мирному сосуществованию. Договоренности пока не достигнуты. Мнение некоторых экспертов сводится к тому, что на данном этапе через Абхазию открытие железной дороги вообще невозможно. Остается надеяться на политическую мудрость участников переговоров, благодаря которой будет принято решение в пользу экономической целесообразности.