В 2014 году, начиная с апреля месяца, на российско-казахской и казахско-кыргызской пограничных зонах простаивает порядка одной тысячи вагонов с горюче-смазочными материалами, следовавшими в Кыргызскую республику.
По имеющейся в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана информации, движение около 600 вагонов с ценным топливом было остановлено уже три с половиной месяца назад в Жамбыльской области КР на станции «Луговой», а как минимум 400 вагонов, направленных из России в Кыргызстан, были задержаны Казахскими таможенными органами.
Как сообщают информационные источники и отзывы очевидцев, основанием для задержания составов Казахской таможней стало декабрьское постановление правительства КР 2013 года о введении ограничений на вывоз топлива на шестимесячный срок. С начала действия данного документа 1 января 2014 года сроки были продлены еще на шесть последующих месяцев, до конца 2014 года.
Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана сообщила, что со стороны российских таможенных органов были представлены все необходимые документы, подтверждающие отправку ГСМ из России в адрес контрагентов, находящихся в Кыргызстане. К сожалению, по непонятным причинам данный факт был проигнорирован Таможенным комитетом Казахстана.
Учитывая то, что транзитные железнодорожные грузоперевозки через Казахстан являются для Республики Кыргызстан единственным каналом поставки топлива, его задержка неизбежно привела к снижению первоначальных объемов. А, следовательно, это вызвало рост цен на топливо в самой республике и рост отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах поставщика – России.
Так, по сведениям Ассоциации, с апреля текущего года цена на бензин АИ-92 выросла с 38 до 40,7 сомов за один литр, бензин марки АИ-80 поднялся с 34,8 сомов до 37,1 сомов за литр, а стоимость дизельного топлива выросла от 40,3 до 43,7 сомов. Неутешительным остается тот факт, что на данный период нет никаких прогнозов по изменению ситуации с вагонами нефтепродуктов, простаивающих на «Луговой». Из этого следует, что дефицит ГСМ в Кыргызстане сохранится на неопределенный срок, и уже в ближайшие несколько недель, как особо подчеркивают в Ассоциации, цены на топливо могут подняться до 45 сомов за один литр.
«По этому вопросу мы многократно обращались к ответственным лицам Казахстана и Кыргызстана, в том числе в таможенные органы обеих стран. Но конкретных результатов пока не добились. Примечательно, что таможня Шымкентской области Казахстана пропускала и продолжает пропускать российские вагоны горюче-смазочных материалов с аналогичными сопроводительными документами, следующие транзитом в Таджикистан, Афганистан, а также на юг Кыргызской республики через территорию Казахстана», - подчеркнули нефтетрейдеры.