Парламент Казахстана одобрил поправки к закону об игорном бизнесе

25 июня 2020 года закон об игорном бизнесе получил одобрение в Парламенте Казахстана.

Гульмира Бергенова, занимающая директорский пост в СРО букмекеров, считает принятый законопроект "дырявым".

Чтобы понять, откуда взялось такое мнение, следует пройтись по фактам. Закон изначально был задуман для решения благородной задачи – защиты граждан от ужасов игромании. Но в результате интересы населения отодвинулись куда-то на задний план. В документ вошли только 4 нормы, в которых тем или иным образом затрагивается вопрос игромании и защиты людей от этой проблемы. В то же время законопроект содержит вдвое больше пунктов, нацеленных на защиту рынка от конкурентов.

Предложение, в котором говорилось о миграции касс букмекеров в своеобразные резервационные зоны, где сейчас расположены казино, рассматривалось АП РК в конце 2019-го. В итоге инициатива не нашла поддержки на самом верху, получив отрицательную резолюцию во многом из-за анализа отрицательного опыта игорных заведений. Суть в том, что несмотря на изоляцию игорных клубов, теневые казино в Инернете процветают (вспомните хотя бы сколько раз вы слышали про знаменитое Джой Казино, пока пытались посмотреть сериал). Так что вывод букмекерских контор в резервации скорее всего вызовет тот же эффект.

Такой итог вызван тем фактом, что перевод букмекерских пунктов в резервации не позволяет достичь желаемого результата вследствие миграции отрасли в Интернет. Кроме того, новшество несет и другие негативные эффекты:

  • провоцируется рост теневого сектора, создается благоприятная почва для коррупционной и криминальной деятельности (к примеру, возможного «крышевания» нелегальных букмекерских точек в будущем);
  • cтимулируется утечка капиталов из страны (любители ставок уйдут на оффшорные сайты, не платящие в РК налоги);
  • сокращается количество налоговых поступлений в бюджет (минус 80 миллиардов тенге за 5 лет по скромным оценкам);
  • растет безработица из-за закрытия легальных пунктов БК (до 8 тысяч новых безработных);
  • наносится удар по бизнесам, завязанным на законные букмекерские конторы (кафе, охранные структуры, клининговые сервисы, таксисты, продавцы компьютерной техники и мебели);
  • снижается средний возраст людей, делающих ставки, из-за массовой миграции в онлайн (зарубежные букмекеры практически не фильтруют аудиторию).

В итоге получается парадоксальная расстановка сил, когда президент Казахстана поручает Правительству разработать меры, нацеленные на преодоление экономического кризиса, создание новых рабочих мест. Правительственные же чиновники, боссы из Министерства, отвечающего за развитие культурной и спортивной отрасли, депутатский корпус Мажилиса следуют в принципиально ином направлении.

Стоит упомянуть факт, что в Британии, странах ЕС, в РФ и той же Беларуси кассы БК могут находиться в любой точке страны. В Узбекистане и Украине букмекерские конторы в скором времени тоже будут легализованы, и они смогут работать практически в любом месте. По этой причине инициативы МКС и парламентских депутатов являются ничем иным, как движением назад в сфере регулирования бизнеса.

В обстановке бушующей эпидемии и всеобщего падения экономики экономике в РФ, к примеру, правительство ввело мораторий на введение каких бы то ни было НПА до 2021-го, если они потенциально способны привести к ухудшениям условий для ведения предпринимательской деятельности. В РФ и других государствах, являющихся членами ОЭСР, предусматривается, что принятие к исполнению законопроектов, которые серьезно меняют правила игры для бизнеса, откладывается на 2-3 года. Это необходимо, чтобы участники рынка могли адаптироваться.

По этой причине возникает множество вопросов к деятельности МКС, к тому, как правительственные чиновники оценивают регуляторное воздействие на рынок. К слову, на проведение анализа было потрачено всего несколько дней, хотя стандартный срок для такой процедуры составляет 4-6 месяцев. В настоящий момент вопрос изучает Генеральная прокуратора. Также, помощники Уполномоченного по защите интересов бизнесменов Казахстана выступили со следующим заявлением: «Мы согласны с тем, что анализ воздействия новых регулярных мер на местный игорный бизнес был выполнен некорректно. К тому, как была реализована процедура, возникает много вопросов».

В процессе принятия поправок, нацеленных на вывод пунктов БК в резервации, игнорировались зафиксированные нарушения регламентных норм Мажилиса и других правовых актов. Анализ воздействия новых регуляторных мер на рынок также выполнен некорректно. Эти факты служат основанием для последующих разбирательств в суде с официальными инстанциями государства. Из-за допущенных нарушений вступление нового законопроекта в силу может быть приостановлено.

Коротко

Показать все новости